ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Назад

Троицкий кафедральный собор

Историческая справка

В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.

Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа - "Гостеприимство Авраама" или "Авраамово гостеприимство". Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге.

Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам. Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: "Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... И принесут вам воды и омоют ноги ваши... отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!"

Икона Святая Троица

Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца.

Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: "Авраам, где Сарра, жена твоя!?" Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: "Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын."

На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: "Разве есть что-то трудное для Бога?" (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего - об этом случае говорится в описании иконы Благовещение.)

Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом. Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт "народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли", но за это и Авраам и все его потомки должны будут "ходить путём Господним, творя правду и суд."

Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча - креститель Иисуса Христа.

Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы. На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору - гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама.

Путники - Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия:

• Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его - дом Авраамов. Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета.

• Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей.

Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. "Да минует Меня чаша сия", - молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, - "впрочем, пусть будет так, как Ты сказал." И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа.

• Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии:

на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне - откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа.

Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога. На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг - бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца.

Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному.

С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение.

Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу.

Начало псковского кафедрального собора, согласно древней легенде, относится к X в. и связано с именем княгини Ольги, которая, якобы, повелела на высоком мысу, омываемом водами двух рек (Великой и Псковы) поставить храм Святой Троицы, где "... и град велик зело и славен будет..." Этот храм был деревянным. Издревле Троицкий собор в кремле был главною святыней не только города Пскова, но и всей Псковской земли. Все важнейшие общественные события происходили или в Троицком соборе или близ него.

Рисунок Троицкого собора, выполненный перед его разборкой в 1689 году

В соборе сажались на княжение псковские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находился особый ларь для хранения государственных документов и многое другое.

Собор этот был центром государственной жизни древнего Пскова. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом – «постоять за святую троицу».

За многовековую историю Пскова Троицкий храм претерпел много перемен. Ныне существующий собор четвертый по счету, поставленный на этом месте.

Он был сооружен впервые каменным в XII в. В 1363 г. обрушился верх собора и призванные псковичами изборяне разобрали его стены. Под 1365 г. в летописях сообщается о заложении на старом камне нового собора. Закончено было строительство в 1367 г. Новый "каменный" собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался.

Летописи не раз сообщают, особенно в XVI в.и в первой половине XVII в. о страшных пожарах в Пскове, не пощадивших и Троицкий собор. Ко второй половине XVII в. собор сильно обветшал.

В 1682 г. было начато строительство нового каменного собора из тесаной плиты митрополитом Иаркеллом, "…по грамоте великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и великая княжна Софии Алексеевны присланной преосвященному Иаркеллу…". Эта грамота могла быть прислана с 1682 г. по 1689 г., когда София была правительницею московского государства при малолетних царях (Иоанне и Петре). Строился он 6 лет. Но не успели его окончить, как верхняя часть и своды собора обрушились. Поэтому, в 1691 г. Митрополит Илларион продолжил строительство собора.

В 1699 г. строительство собора было окончено при Митрополите Иосифе и он был освящен. Это и есть поныне существующий Троицкий собор.

Собор Св. Троицы г. Пскова - копия рисунка И.Ф. Годовикова 1866 г. (фрагмент)

В 1770 г. при починке среднего купола (купола были деревянными, обитыми жестью) возник пожар, из описания этого пожара мы узнаем о том, что от огня загорелись и другие купола, потом кровли на соборе, придельных церквях и гульбище. Огонь усилился от того, что крыша -"хотя и была вся железная, но на стропилах деревянных и по деревянным доскам, между которыми была проложена и береста, называемая скала." Но пострадала от этого пожара только " церковная наружность".

В этом же году, вследствие сказавшихся в некоторых местах трещин, к стенам собора были подведены контрофорсы, галереи нижнего этажа заложили сплошной каменной кладкой, а церковь святой Ольги, находившуюся в нижнем этаже собора, перенесли под зимний Благовещенский собор, находившийся рядом с Троицким собором..., а нижний этаж собора обратили в усыпальницу.

В 1788 г. снова сгорел купол собора.

В 1852 г. была вызолочена большая глава собора попечением псковского губернатора Черкасова А.Я. В XIX в. было переделано и удлинено крыльцо.

В 1894-1896 гг. собор был оштукатурен снаружи цементным раствором, отделан отлитыми из цементного раствора лепными наличниками окон и орнаментами по рисункам архитектора Ф.М. Неструха. Когда собор не имел контрофорсов, то в верхний этаж вели две лестницы с северной и южной сторон из-под придельных церквей. В настоящее время они заложены.

После Великой Октябрьской социалистической революции собор был закрыт и в нем был устроен музей атеизма.

Исторический факт. Антирелигиозный музей

В декабре 1935 г. Псковский горсовет возбудил перед вышестоящими органами вопрос о закрытии Троицкого собора «из-за слабой посещаемости», предложив использовать его под антирелигиозный музей. Так собор вскоре был закрыт.

В. Ф. Зыбковец считал «вполне возможным полную ликвидацию Троицкого собора», т.е. его уничтожение. Но эти поистине варварские предложения по каким-то неведомым причинам не были реализованы, и в помещении Троицкого собора начались работы по организации антирелигиозного музея.

Дело же организации нового музея оказалось не таким простым, как предполагалось. И заняло несколько лет.

В 1936-1937 гг.. несмотря на указания партийных и советских органов округа, сделать удалось немногое, а усиленная работа по созданию музея началась с конца 1938 г.

Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции.

Оставалась на месте и рака с мощами св. князя Всеволода-Гавриила.

В центре здания предполагалось по типу имеющегося в Исаакиевском соборе Ленинграда установить маятник Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси.

Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал.

«К 1 мая 1939 г. в бывшем Троицком соборе будет открыт антирелигиозный музей – центр атеистической пропаганды в Пскове, - говорилось в обращении «За образцовый музей» группы его сотрудников. - 200 с лишним лет русское самодержавие при помощи попов, монахов и прочей челяди в этом соборе отравляло народное сознание, одурманивало трудящихся, отвлекало их от борьбы с эксплуататорами. Теперь бывший собор послужит делу борьбы с религиозными предрассудками, делу укрепления материалистического мировоззрения масс...»

С марта 1939 г. псковские заводы приступили к выполнению заказа по изготовлению маятника Фуко: металлические части для его верхней половины делались на заводе «Выдвиженец», а шар (ядро) - на «Металлисте».

Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского в Исаакиевском соборе, высота которого составляла 93 м) и третий в мире (вторым по величине был маятник в Париже) из маятников такого рода.

Открытие музея состоялось 1 мая 1939 г. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований.

При помощи разнообразного иллюстративного материала на стендах были представлены основы учения и взглядов Н. Коперника, Д. Бруно. Г. Галилея. И. Ньютона, а также борьба с ними церкви.

Посетители могли видеть и снимки многих небесных явлений: затмений Солнца и Луны, прохождения комет, падения метеоритов и др. Специальный раздел был посвящен учению Ч. Дарвина, а следовательно - главным этапам развития человечества от обезьяны к человеку. При освещении роли религии в разные исторические периоды впечатление значительно усиливалось каменными идолами, «колдовскими» и жертвенными камнями, привезенными в музей из разных мест Псковщины.

Главное же место занимали материалы и экспонаты, призванные разоблачать «церковные чудеса», а также показывать «реакционную роль религии» в жизни человека. Демонстрировались, например, «нетленные мощи» князя Всеволода-Гавриила, призванные доказать, что таковых на самом деле не бывает.

Здесь же находилось и второе «чудо»: крест, из которого по системе трубок, сконструированных священником Троицким, капала вода; крест назывался «плачущим» или «слезоточивым».

Одно из центральных мест занимали материалы судебного процесса над «обновителями икон» 1924 г.: фотографии и сами «обновленные иконы»; имелся иллюстративный и цифровой материал о церковном и монастырском землевладении (церковь - крупнейший феодал-крепостник). Заключительный отдел музея был озаглавлен «Сталинская Конституция» и содержал материалы о «достижениях страны Советов, освободившейся от духовного гнета религии».

К 1 января 1940 г. число посетителей со времени открытия музея составило свыше 40 тыс. чел., а к февралю 1940 г. - около 42 тыс. Помимо экскурсий сотрудники его выходили на предприятия города, выезжали в районы округа с лекциями и беседами на антирелигиозные темы, особенно много и часто - в преддверии и в период религиозных праздников.

Антирелигиозный музей в помещении Троицкого собора просуществовал недолго - немногим более двух лет. С началом Великой Отечественной войны и захватом Пскова немецко-фашистскими оккупантами он прекратил свое существование.

Почти все его материалы оказались утраченными, а собор вновь стал действующим храмом. 18 августа 1941 г. в нем после долгого перерыва было совершено первое богослужение. С тех пор они уже не прекращались.

Немцы на территории крмя во время войны

Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками собор вновь стал действующим.

Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих.

Основные архитектурные особенности

Троицкий собор представляет собой симметричную 2-этажную композицию, состоящую из четверика, увенчанного традиционным пятиглавием и примыкающих к нему с севера и юга придельных церковок, переходящих в гульбище, опоясывающее храм с трех сторон.

С запада расположена пологая крытая лестница, ведущая на паперть второго этажа.

Главный храм-четверик 2-х этажной кубической формы, пятиглавый, трехапсидный, шестистолпный.

Три световые барабана его расположены ближе к западной части храма. Перекрыт полуцилиндрическими и сомкнутыми сводами. Барабаны покоятся на подпружных арках: центральный на пониженных и западные на повышенных, два глухих (декоративных)восточных барабана покоятся на сводах перекрытия восточной части четверика. Столбы, на которые опираются арки и своды, имеют квадратную в плане форму.

В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры, вделанные в западную стену и чердак.

Собор освещается большими окнами, расположенными в два яруса.

У них арочные перемычки и ступенчатые подоконники. В западной стене, по сторонам от входа большие оконные проемы с глубокими подоконниками. Южная придельная церковка во имя святой Ольги Российской (первоначально во имя Всеволода Гавриила) четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая с несветовым барабаном (это поздняя переделка), перекрыта коробовым сводом. Южная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными проемами (В настоящее время в ней устроен престол во имя Казанской Богоматери. Северная придельная церковка во имя Александра Невского, четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая со световым барабаном, перекрытая сомкнутым сводом.

Северная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. В настоящее время здесь устроен престол во имя Александра Невского.

Подклет Троицкого собора был, вероятно, трехнефным храмом. Боковые нефы, видимо, заложены, В северо-западном углу находится палатка с отдельным входом в северной стене. Центральный неф состоит из нескольких помещений, сообщающихся между собой и перекрытых сомкнутыми сводами или сводами с распалубками.

До 1770 г. в нижнем этаже находилась церковь во имя св. Ольги.

В 1776 г. нижний этаж обращен в усыпальницу, в которой были захоронены Псковские митрополиты, архиепископы и другие почетные лица духовного сана. (Например, митрополит Иларион, умерший в 1693 г., архиепископ Симон Тодорский, умерший в 1754 г., епископ Гедеон Криновский, умер в 1763 г. и др.).

Стены собора членятся лопатками: южная и северная на 4 части, а западная и восточная на 3 части. Каждое членение фасада завершается двухлопастными арками. Кровля четырехскатная. По горизонтали стен проходят две профилированные узорчатые тяги.

По верху гульбища проходит горизонтальная толстая косичка. Окна собора украшены наличниками двух видов. На южном и северном фасадах преобладают наличники, сделанные в конце XIX в. Они состоят из обрамляющих окно сухих плоских коленок, над которыми перекинута арочка с крестообразным узором.

На апсидах и некоторых других окнах других частей собора наличники, одновременные собору, представляющие из себя сложную двухъярусную композицию фронтонообразной формы с основным мотивом крупных и более мелких валют. Все детали этих наличников выполнены в крупном рельефе, значительно выступают за плоскость стены, создавая тем самым на фасадах богатую игру светотени, что характерно для русской архитектуры к. XVIIв.

На северном, западном и южном фасадах собора отреставрированный фриз, состоящий из поливных глазурованных многоцветных изразцов с орнаментами "вазонов" и " розеток". Фон изразцов зеленый, рельефные орнаменты выполнены желтой, белой, синей и коричневой красками в живописной манере, характерной для второй половины XVII в. 47 изразцов сохранилось подлинных, остальные выполнены заново.

Поражает не только величественная архитектура Троицкого собора, но его великолепное внутреннее убранство. В интерьерах сохранились древние иконы:
В четверике:
1. Св. Пантелеймон с 18 клеймами жития XV - нач. XVI в. Размер 86х72 см
2. Чирская Богоматерь - двухсторонняя икона XVI в., на обороте двое святых в рост (Феодосий Печерский и св. Лука).
3. Копия Тихвинской Богоматери с двумя архангелами и Николай Чудотворец XVII в. Размер 89х70 см.
4. "Ольгин крест" - деревянный с басмой и живописью XVIII в. Размер 285х160 см
На столбах иконы второй половины XVIII в. размер 200 х 245 см преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении (обновлена), образ спасителя (в рост) с крестом и открытыми язвами на теле, склеймами по бокам (со страстями Христа). Распятие с предстоящими, Александр Невский и Варлаам Хутынский в молении, Успения Богородицы (сильно подновлена), князь Владимир и Ольга в молении (под потемневшей олифой), Воскресение Христово, Константин и Елена, Державная Богородица.
Казанский придел: 1. "Благовещение" XVII в. (алтарь) Размер 150 х100 см
2. Спас Мироточивый ("Деисус") к. XVII в. размер 317 х 140 см
В алтаре главного храма: 1. Всеволод Гавриил XVI в. в рост с ризой из чеканного серебра 1762 г. Размер 140 х 78 см
2. Спас на престоле к. XVIIв. Размер 220 х 180 см. Над входом в главный храм: Деисус - XVII в.

В центральном зале Кремля устремленная ввысь стена позволила поставить грандиозный иконостас, превысивший обычные для православных церквей пять ярусов - прекрасный образец "фломской" резьбы, получившей распространение в России во второй половине XVII-нач. XVIII в.

Еще два ряда, заметно отличающихся от первых, добавили через сто лет.

Нижние ярусы иконостаса, более доступные взглядам молящихся, особенно отличаются искусной резьбой по дереву, покрытому тончайшей позолотой.

Некоторые детали резьбы иконостаса просматриваются на обрамлении иконы шестого (считая от низа) яруса, посвященного Страстям Господним. Икона «Бичевание Христа» восходит к евангельскому сюжету о мучениях Иисуса после суда Пилата.

Необходимо отметить, что из описи 1763 г. известно, что в южной придельной церкви во имя Псковского князя Всеволода Гавриила в то время находилась деревянная рака Всеволода Гавриила (стояли у южных стен) и над гробом висел меч его.

1834 г. арка была перенесена в главный храм, сделана была новая серебряная рака и поставлена между левыми колоннами. В притворе же находились две арки. У правой стены - князя Довмонта-Тимофея и меч его и арка Николая Юродивого. В притворе же стоял крест св. Ольги, который в настоящее время находится в главном храме.

Копия Тихвинской Богоматери. Чудотворная икона

Все внутреннее убранство церкви Казанской Богоматери (в южной галерее) вывезено из других церквей г. Пскова и области. (со слов старосты церкви Н.С. Городинского).

Трехъярусный деревянный резной золоченый иконостас XIX в. перевезен из закрытой и снесенной в 1960-ые годы Казанской церкви в г. Пскове.

Ряд икон XIX в. в деревянных резных киотах искусной работы из церквей д.д. Крапивно и Дубяги Гдовского района.

Собор выложен из тесаной местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазан и побелен. Основные габариты: четверик 24,5 х 36,5 . Четверик с приделами и гульбищем : 37 х 43,5.

Обратный путь из Кремля можно начинать под лестницей Троицкого собора. Под ней – вход в древнюю усыпальницу псковских князей и архиереев.

В связи с причислением преподобного Серафима Соровского к лику святых в 1903 году там устроили и 1 ноября освятили предел его имени. В наше время служба в нем возобновлена.

Общие сведения

До сего времени собор-это вертикаль, которая держит на себе весь город. Однако, архитектурные особенности памятника и история его длительного строительства изучены еще недостаточно и место этого памятника в истории русского и местного зодчества не выявлены в достаточной мере.

Празднование 1100-летия со дня основания города Пскова

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru